Они стоят у кирпичной стены дома, на первом этаже которого - кафе, и столики вынесены наружу, и усатый хозяин суетится между ними: поток народа, как и всегда в похожий день летом, оказывается слишком большим для одного, к тому же неуклюжего, официанта - приходится помогать. Артемис и Максу совершенно нет до них дела: Арти хихикает в кулак, пока Макс втихую выводит палочкой на кирпиче их инициалы; заклинание врезается в камень неровными линиями. Ему эта затея наверняка кажется дурацкой, совершенно ребяческой, как и их глупая романтичная клятва, на которой тоже настояла Арти - но он не пытается провалиться под землю, не делает вид, что он сюда покурить отошёл. Вообще выглядит очень сосредоточенным за своим нехитрым делом и довольным жизнью. Кидает на неё лукавые взгляды, как будто они partners in crime, и она снова хихикает, не потому что ей смешно, но потому что крылья бабочек щекочат её изнутри, и она словно бокал шампанского, что искрит и ударяет в голову.
- Готово, - говорит Макс наконец, подмигивает ей из-под чёлки.
Арти кивает и проводит пальцем по ещё тёплым инициалам на стене: A.F. x M.F.
- Здесь, - торжественно произносит она, едва сдерживая улыбку, но она всё равно солнечными зайчиками скачет в её глазах, - мы встретимся через пять лет. Так и знай, Макс Фоули.
Он подаётся к ней, и они целуются, у той же стены, долго, пока на них не прикрикивает владелец кафе.
Она стоит у той же кирпичной стены, одна. Кафе открыто, и, как и в тот день, столики стоят снаружи, но в этот раз они почти пусты: на улице не дождь, но пасмурно, и холодный ветер разогнал всех по домам. Хозяин, с проседью в усах, грустит за одним из столов за кружкой едва ли чая. Артемис, как и пять лет назад, нет до него никакого дела.
Она смотрит на надпись, потемневшую, потускневшую со временем, но ту же самую: A.F. x M.F. Медленно проводит по ней пальцем, в этот раз чувствуя не тепло, но лишь холод камня. Она не знает, зачем пришла сюда сегодня. Считается ли клятва клятвой, если некому призвать тебя к ответу? Если тот, кто давал её вместе с тобой, точно не сдержит обещания.
Возможно, это её извинение, если бы она умела извиняться.
Она перестала приходить к развалинам дома, в котором он погиб; она не была на его похоронах, потому что не знала никого из его семьи (и не хотела гадать, сколько кусков её родного Макса на самом деле лежит в закрытом гробу). В годовщину она не устраивала поминок - разве что, попоек. Казалось, она похоронила Макса в себе самой и на могилу приходила туда же. Отдавать должное во внешнем мире казалось... непривычным. Чужеродным. Надуманным и притворным, да вот только...
Она обещала.
Палец замирает на выбоинах-линиях; Артемис закрывает глаза, делает вдох и на несколько секунд позволяет себе фантазию, которая, она знает, только сделает ей больнее, через мгновение или два. Она представляет, что день солнечнее, ветер - теплее, и она действительно ждёт того, кто обещал, как и она, через пять лет, в этот день, в это время, встретиться в этом месте.
- Артемис.
Его голос звучит в её голове так неожиданно, что она забывает сделать выдох, и не сразу понимает почему, что не так. Не так чтобы раньше ей не доводилось слышать его оклик в шумном пабе после пятого огневиски, не так чтобы её сердце не замирало при виде высокой фигуры в толпе, с такой же дурацкой чёлкой, как у него. Но в этот раз - иначе. Голос раздался совсем близко, так живо и по-настоящему, и всё же... Иначе. Не таким, каким она его помнила.
Артемис открывает глаза, заставляя себя дышать.
Артемис разворачивается и снова забывает, как это - впускать и выпускать воздух.
Макс, её Макс, Макс стоит перед ней, совершенно прежний, только...
Сквозь него видны столики, и качающаяся на ветру вывеска магазина напротив, и брусчатка Косого Переулка.
Её сердце, зашедшееся было стуком, падает. Она знает, что произойдёт, но всё равно делает это: протягивает руку, и она проходит сквозь его грудь, и Арти одёргивает её, как ошпаренная, чувствуя подступившую к горлу тошноту, не чувствуя ног. Отступает неверно назад, оказываясь у самой стены, упираясь спиной.
- Ты... - сбиваясь. - Ты призрак.
Как будто требуется подтверждение. Ей - требуется. Подтверждение того, что она не сошла с ума. Она поворачивается к столикам кафе, надтреснуто окликает:
- Эй!
Владелец кафе неохотно поднимает голову, смотрит на неё.
- Вы его видите?
- Что? - тупит хозяин кафе, и Арти готова то ли расплакаться, то ли вцепиться ему в лицо.
- Вы его видите? - она тыкает пальцем в сторону Макса, туда, где был Макс, где мог быть Макс, где совершенно не мог быть Макс, и старается не думать о том, что могла ткнуть его в глаз. Старается не думать о том, что не увидит его, когда повернётся обратно. Старается не думать о том, что там изначально никого и не было.
Хозяин кафе хмурится, кажется, и усами тоже, после чего изрекает:
- Мадам, у нас старые порядки, мы рады всем гостям, и привидениям тоже. Покуда есть, кому оплатить заказ.
Арти выдыхает со смешком, хотя ей совсем не смешно, и не знает, рада она или в ужасе или...
Когда она переводит взгляд на него снова, Макс стоит всё там же, мучительно такой же, каким она его помнит, помнила всё это время, и ей - или ей, глупой девочке из прошлого - так хочется его обнять, прижаться всем телом, но кое-что не изменилось: она всё ещё больше никогда не сможет этого сделать.
- Почему сейчас, - спрашивает она без вопроса в голосе, но с непрошенной дрожью. Её пальцы прижимаются к стене позади неё, неровной и шершавой. И: - Где ты был.
Всё это время.
Пока я тебя (не) ждала.